Санкт-Петербург, ул. Гастелло 10 (угол Московского пр. и ул. Гастелло)
  Метро Парк Победы, или Московская

Послать сообщение ➝

Ассоциация Анима. Психологический центр. Основан в 1992 году.

Анима » Статьи » Телесноориентированная терапия

Статьи и публикации

Тренинги и программы

Специальный семидневный курс телесноориентированной терапии

В античные времена телесному здоровью и телу придавалось особое значение, так как тело человека считалось местом пребывания божественной души. Призывая к разумному и уважительному отношению к своему телу Сократ утверждал, что от состояния тела зависит качество душевной деятельности человека, направленной на постижение своего истинного предназначения.

Отношение к человеческому телу, как к источнику радости, красоты, здоровья, гармонии, как отправной точке для совершенствования духа ушло вместе с упадком Римской империи, уступив место общественному моральному запрету на телесность. Строгое разграничение духовности и телесности привело к табуированию тела как такового и даже разговоров, связанных с телесными отправлениями. Считалось, что человек может чувствовать какую-либо часть своего тела только в случае болезни. Таким образом, постепенно сформировалось общественное отношение к телу, как "механизму поддержания нормальной жизнедеятельности".

В наше время ученые и мыслители, разделяя взгляды Эпикура на то, что "поражение плоти влечет за собой расстройство души, а кризисное состояние души влечет за собой болезни тела", рассматривают физические особенности человека, его телесные ощущения, осознание, а также умение его использовать как базовую ступень в развитии самосознания и важнейший компонент стержня личности. В то же время в сознании людей сохранилось пренебрежительное отношение к телу, и примат рационального начала, поэтому большинство стесняется своего тела, не осознает того, как тело функционирует и не устанавливает связи физического существования с личностными особенностями.

Средний человек в нашей культуре обладает огромными потенциальными возможностями, но живет и действует, не реализуя их полностью в связи с тем, что, как правило, отождествляет себя лишь с одним из аспектов своего бытия. Это приводит к неподлинному, нездоровому образу жизни, к эмоциональным и психосоматическим расстройствам. Внутренние конфликты, подавленные эмоции и желания отражаются в мышечных зажимах или мышечном панцире человека. Блоки чувствования в свою очередь искажают психическое и физическое функционирование человека.

Специалистам хорошо известно, что возникновение беспокоящих человека симптомов /не имеющих под собой органической причины/, как правило, указывает на то, что человек достиг определенной критической точки, когда старый способ существования в жизни, в мире становится невыносимым. В такие моменты возникает срыв, который может произойти как в семейных или профессиональных отношениях, так и в отношении жизненных целей, или может охватить всю жизнь человека в целом.

Проявившийся в момент срыва симптом отражает усилие организма, стремящегося освободиться от напряжения /давления из прошлого, от старого способа существования/, избавиться от травматических впечатлений и упростить, облегчить свое функционирование, а также, что весьма важно, стимулирует человека к поиску собственной сущности и тех измерений собственной сущности, которые связывают человека со Вселенной, Космосом, Природой и делают его соизмеримым всему сущему.

Наверное, нет ни одного человека у которого бы не было травматических переживаний. Травмы, играющие важную роль в развитии человека и психопатологической динамике, можно разделить на две категории: к первой категории относятся те, которые возникли в связи с совершением определенных негативных действий по отношению к человеку. Как например: сильная физическая боль, негативные эмоции, страх, смущение, стыд, отчаяние, отвращение и т.д. Это воспоминания о физическом насилии, физических травмах, хирургических вмешательствах, детских болезнях, изнасиловании, случаях детского испуга. Такие воспоминания можно сравнить с чужеродными вкраплениями в психике, которые можно удалить посредством эмоционального выражения и отреагирования.

Вторая категория травм — возникших впоследствии неудовлетворенности естественных потребностей в безопасности, сочувствии, любви, опоре на другого /что чрезвычайно важно в определенные периоды детства/, потребность в симбиотическом союзе с матерью, в хорошем уходе, в физическом контакте, качании на руках, ласке. Хотя человек может выразить гнев и чувство неудовлетворенности в том, что он этого не получил, но это не заполнит пустоты. Единственной возможностью удовлетворить эти потребности — это дать человеку регрессировать к уровню первоначальной травмы.

Можно обнаружить, что корни имеющихся у человека симптомов /и корни психопатологии/ прослеживаются значительно дальше событий раннего детства и связаны с факторами пренатального уровня, с глубинами смерти и рождения, а также с факторами трансперсональной природы /т.е. выходят за пределы индивидуального бессознательного/.

Специальные технические приемы в курсе телесноориентированной терапии позволяют непосредственно активизировать бессознательное и как некий радар сканируют систему психики, выделяют наиболее эмоционально заряженный и значимый материал и облегчают его доступ в сознание. В курсе телесноориентированной терапии создаются возможности воспроизведения в терапевтическом контексте, в ситуации "здесь и теперь" конфликтов и "старых воспоминаний", которые сопровождаются соответствующими чувствами, телесными действиями и физиологическими проявлениями, а также для высвобождения заблокированной энергии, для выхода сдерживаемых с самого детства чувств /страха, стыда, боли, обиды и т.д./ и завершения всех незавершенных в прошлом гештальтов. Таким образом, осуществляется "рассасывание" психического и физического панциря человека.

В предлагаемом специальном семидневном курсе телесноориентированной терапии, разработанном в Ассоциации "АНИМА" /объем 50-70 часов/ используются процедуры, соединяющие целенаправленную работу с телом, музыку, различные формы звукотерапии, управляемое дыхание.

Он построен таким образом, что позволяет человеку прожить целую жизнь от зачатия до ее финала, пережить тайну рождения, смерти и возрождения, изменить свое психологическое состояние (эмоциональное и психосоматическое). Курс дает возможность пережить последовательно события из своего младенчества, детства, последующей жизни, такие как встречу с рождением, смертью и возрождением, т.е. непосредственно соприкоснуться с трансперсональными переживаниями, что связано с переходом сознания за обычные границы "ЭГО" и преодолением ограничений времени и пространства, т.е. с эмпирическим расширением сознания за пределы обычных границ телесного "ЭГО" и пространственно-временных ограничений.

В результате активизируются внутриличностные проблемы, накопленные в процессе жизни, высвобождается бессознательный материал, мобилизуются "старые" эмоции, которые становятся достижимыми для выражения и отреагирования. В результате того, что курс дает возможность, с одной стороны, всем участникам регрессировать к уровню первоначальной травмы и удовлетворить неудовлетворенные потребности, заполнить эмоциональную пустоту, созданную отсутствием необходимого контакта в раннем возрасте, а с другой стороны, отреагировать эмоциональные проблемы, выразить чувства. Это приводит к тому, что возникают подавленные воспоминания и человек полностью проживает эмоционально значимые события прошлого в состоянии возрастной регрессии. Бессознательный материал проявляется также в форме различных образов, символов, появление которых часто сопровождается эмоциональными и интеллектуальными прозрениями относительно определенных симптомов и ситуаций межличностных отношений.

Терапевтические возможности проживания заново эмоционально значимых эпизодов детства включает несколько важных моментов. Психопатология /согласно Фрейду, Блейеру/ черпает свою динамическую силу из хранилищ подавленной /эмоциональной/ психической энергии. Высвобождение этих энергий и их периферическая разрядка имеют важное значение /отреагирование, катарсис/. Травматические ситуации при невозможности периферической разрядки эмоциональной энергии, вызванной травмой приводят к созданию области "застаревших" подавленных эмоций. Цель телесноориентированной терапии вернуть вытесненные воспоминания в сознание в безопасной ситуации, создав условия для разрядки /ранее несостоявшейся/. Отреагирование, в курсе телесноориентированной терапии, при переживании регрессии возраста, к моменту возникновения травмы, с одной стороны, человек буквально становится ребенком, а с другой стороны, он имеет доступ к зрелому восприятию мира взрослого. Это делает возможным интеграцию травматических событий посредством их энергетической разрядки, полного их осознания и оценки их с точки зрения взрослого.

Переживание заново травмы детства является терапевтичным потому, что: во-первых, взрослый человек может испытать и интерпретировать переживания с которыми он не мог справиться другим способом, во-вторых, поддержка, доверие и эмоциональный климат в группе при телесноориентированной терапии резко отличается от травмирующей ситуации в прошлом. В случае, если травма была чрезвычайно сильной /как угроза жизни, телу.../, весьма вероятно, что травматическое событие не было полностью пережито в тот момент в связи с шоковым состоянием, потерей сознания, обмороком. В результате событие не было "переварено" полностью и интерпретировано и остается в психике диссоциированным, чуждым элементом. Когда оно появляется из бессознательного во время телесноориентированной терапии, оно не столько "проживается вновь", сколько впервые переживается полностью, это дает возможность завершить и интегрировать его.

В ситуациях эмпирического переживания в курсе телесноориентированной терапии создается возможность в течение короткого времени войти в первоначальную травмирующую ситуацию, приблизиться к корням своей проблемы и достичь состояния бытия, свободного от искусственно привнесенных телесных и психологических привычек, навязанных и мешающих жить и любить.

Елена Романова, кандидат психологических наук, президент ассоциации "Анима".



Уважаемые гости нашего сайта!

Вы еще не были в нашем центре, и вас заинтересовала одна из наших групп? У вас есть возможность посетить бесплатное ознакомительное собеседование, которое позволит вам:

  • познакомиться с ведущим группы;
  • прояснить все интересующие вопросы по форме и содержанию занятий;
  • сформулировав свои цели определиться, будет ли группа полезна для решения вашего вопроса;
  • … и после этого принять решение о посещении группы.

    Дорогие друзья!

    Вы можете воспользоваться следующими скидками при посещении наших групп:
    1. Скидка при покупке абонементов на группы.
    2. Скидка при предварительной оплате групп.
    3. Скидка при посещении группы вдвоем.

    Подробную информацию об этих и других предложениях вы можете узнать у администратора по телефонам:
    371-98-84 и 371-85-26


    Анонсы событий:

    « Ноябрь 2017 »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
      
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    1. 30 Nov 2017 19:00 30 ноября
    «КИНОКЛУБ для родителей»

    Мы посмотрим замечательный, глубокий фильм о взаимоотношениях родителей и детей. И сможем поговорить о важных темах, которые отражает фильм.

       


    30-11-2017 19:00:00

    30 ноября
    «КИНОКЛУБ для родителей»

    Мы посмотрим замечательный, глубокий фильм о взаимоотношениях родителей и детей. И сможем поговорить о важных темах, которые отражает фильм.
    Читать полностью →


    03-12-2017 12:00:00

    03 декабря
    «Как приручить дракона»
    (8-11 класс)

    Тренируем способы приручить свою тревогу, волнение и страхи в различных ситуациях.
    Читать полностью →


    10-12-2017 15:00:00

    10 декабря
    «Киноклуб»
    (7-11 класс)

    На этой встрече мы посмотрим интересный и глубокий фильм, который поможет нам понять свое отношение к каким-то явлениям нашей жизни, к взаимоотношениям, к дружбе и любви, к себе.
    Читать полностью →


    24-12-2017 11:00:00

    24 декабря
    «Предновогодний коллаж»
    (7-11 класс)

    Мы изготовим мотивирующий коллаж с планами и пожеланиями на предстоящий год.
    Читать полностью →





    Поиск по сайту



    Лицензия № ЛО-78-01-000203 от 4 июля 2008 года на осуществление медицинской деятельности в области психотерапии выдана Лицензионной палатой Санкт-Петербурга

    © 2004 — 2015 «animapsy.ru». Все права защищены.